Сквер Земцова
Превращаем сквер для автомобилей в общественное пространство для людей
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

У Санкт-Петербурга — огромный потенциал для комфортной городской жизни.

Центр Петербурга состоит из уютных площадей, узких улиц, невысоких домов, мостов, каналов, набережных и парков. По архитектурному богатству Петербург, пожалуй, опережает многие европейские города.

Сегодня свободные площади и скверы оккупированы автомобилями. Там нет места пешеходам и общественным функциям. Таким участкам нужны другие приоритеты использования ресурсов открытого городского пространства.

Сквер на пересечении улицы Белинского и набережной Фонтанки — средоточие главных проблем городской среды центра Санкт-Петербурга.

  • Узкий тротуар;
  • Слишком много хаотично расставленных фонарных столбов, опор дорожных знаков и рекламных стендов. Они создают помеху пешеходному движению и служат визуальным мусором;
  • Мало озеленения;
  • Приоритет проезжей части;
  • Небезопасные пешеходные переходы;
  • Нет пешеходной связности вдоль набережной;
  • Неэффективная парковка;
  • Трамваи вынуждены стоять в общем потоке с автомобилями;
  • Холодные гранитные скамейки, которыми никто не пользуется;
  • Нет пешеходного сообщения — все пространство сквера занято автомобилями;
  • Помещения на первых этажах домов не используют всех своих возможностей.
Что сделать

Необходимо распределить приоритеты использования пространства: переопределить баланс автомобилей, пешеходов и общественных функций.

Пешеходов, которые вынуждены проходить через площадь, в сотни раз больше автомобилей, которые на ней стоят. Также пешеходы не могут безопасно передвигаться вдоль воды.

Пространство должно стать удобным для безбарьерного транзита и комфортного времяпрепровождения горожан.

Например, на ней могут появиться площадка для выгула собак или детская площадка, или просто газон с лежаками. Эти решения должны приниматься не архитекторами или администрацией, а в результате семинаров соучаствующего проектирования совместно с жителями, администрациями, предпринимателями. Важно на стадии планирования привлекать операторов общественных функций открытых городских пространств.

Все изменения должны учитывать историю места, сохранять его идентичность, раскрывать потенциалы.

Вот принципы, которые определяют эффективное и современное открытое городское пространство.

расстановка приоритетов пешеходов перед автомобилями
разграничение потоков людей и транспорта
безбарьерная среда для всех групп населения
организация точек общественного питания
места для активностей
навигация и освещение
организация зеленых насаждений и водных развлечений
привлечение прокатов и обслуживающих компаний
развитие истории места
Как это может выглядеть на примере сквера Земцова
Проблемы
Решения

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: design unit 4
Проектирование: design unit 4
Иллюстрации: Кристина Ахмадиева
Координация: Алексей Арушанян

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению