Возрождаем трамвай в Петербурге
Восстановление уничтоженных линий, строительство новых, приоритет движения, выделенные полосы
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

До конца 90-х годов в Петербурге была самая большая трамвайная сеть в мире. Пассажиропоток был выше, чем у метрополитена, и трамвай был главным видом транспорта в городе. Но затем власти выбрали путь отказа от этого вида транспорта: маршруты сокращались, пути снимались под любым предлогом, особенно — в центре города. К 2008-му году Петербург потерял порядка трети трамвайной сети; многие исторические популярные связи были разорваны, вагоны устарели, а сохранившиеся маршруты зачастую идут не туда, куда надо людям, а туда, где сохранилась трамвайная инфраструктура.

В результате сегодня мы имеем всё ещё большую, но неэффективную трамвайную сеть.

Необходимо восстановить пути и сделать систему востребованной для пассажира и опорной в транспортном каркасе города.

Выявленые проблемы
  • Трамвайные пути часто совмещены с проезжей частью, особенно в центре; средняя эксплуатационная скорость (с учётом светофоров, остановок и пробок) может понижаться до 7-8 километров в час и даже меньше
  • Демонтированы востребованные трамвайные линии. Оставшиеся часто не идут туда, куда нужно пассажирам
  • Трамвайная сеть разорвана
  • Некоторые линии в центре города сохранились, но на них отсутствует трамвайное движение
  • Старый и шумный подвижной состав, не приспособленный для высокой скорости посадки-высадки и неудобный для маломобильных групп людей
  • Неудобные, часто небезопасные остановки прямо на проезжей части

Всё это вместе с некомфортной средой для пешеходов, чрезмерной запаркованностью улиц приводит к тому, что трамвай оказался далеко не таким популярным и эффективным в городе, каким мог бы быть.

Принципы, которые должны определять, каким Петербургский трамвай должен стать в будущем:

Магистральные трамвайные связи, дополнение к метро
Связная сеть; линии не там, где удобно проложить, а там, куда надо пассажирам
Обслуживание направлений с большим пассажиропотоком
Высокая средняя скорость, приоритет на дорогах, обособленные линии
Новый низкопольный подвижной состав
Удобные остановки на повышенных платформах с подробной информацией о движении
Удобные пересадки между разными трамвайными маршрутами и на другие виды транспорта
Единая тарифная сеть всех видов транспорта, бесплатные пересадки
Карта существующих трамвайных маршрутов
Проблема
Решение

Вернуть демонтированные пути

Мы предлагаем вернуть трамвайные пути, которые были бездумно демонтированы в основном при Яковлеве и Матвиенко. Вернуть их необходимо для того, чтобы трамваи снова стали ездить туда, куда надо пассажирам, а не только туда, где остались рельсы. Кроме того, предлагаемое нами восстановление трамвайных путей позволит сети трамвая в городе вновь обрести связность. Добираться от трамвайных парков до маршрутов будет быстрее, не нужно будет закрывать маршруты при ремонте путей, а можно будет их перенаправить по альтернативным путям следования. Связность сети также даст возможность большего количества пересадок, что в свою очередь увеличит удобство пользования трамваем.

Мы предлагаем восстановить следующие коридоры:

  • Лиговский пр. от Свечного пер. - ул. Жуковского до Литейного пр.
  • 2-ю Советская ул. от Лиговского пр. - пр. Бакунина - Херсонскую ул. до Исполкомской ул.
  • Пискарёвский пр. от Полюстровского пр. до пр. Мечникова
  • Никольская ул. от Садовой ул. - пр. Римского-Корсакова - ул. Глинки - ул. Труда - Благовещенский мост - 8/9 линии до Среднего пр. В.О.
  • Лермонтовский пр. от Троицкого пр. - Рижский пр. до Старо-Петергофского пр.
  • Чкаловский пр. от наб. реки Карповки - Пионерская ул. - Малый пр. П.С. - Ждановская наб. до Большого пр. П.С.
  • пр. Стачек от пл. Стачек до ул. Трефолева
Проблема
Решение

Трамвай на Невском?

В последнее время Невский проспект попадает в сводки новостей отнюдь не по радостным поводам. За первые три месяца 2019 года на проспекте погибло столько же людей, сколько за два предыдущих года. Эта статистика была подведена за день до очередного происшествия с шестью пострадавшими, случившегося 18 апреля. Так происходит потому, что главная улица города с огромным количеством пешеходов фактически превращена в восьмиполосную скоростную трассу. Ещё серьёзнее усугубляет проблему и фактически разрешённая на всей территории России скорость 79 километров в час.

Невский пр., 1949 год. Источник

Для того, чтобы это прекратилось, необходимо не пытаться запретить продавать веселящий газ, а устранять проблему в корне: сделать настоящий приоритет для пешеходов и общественного транспорта, успокоить движение, уменьшить или вовсе отменить сквозной проезд для личного транспорта.

Нужно ли при этом восстанавливать трамвай? Должны показать расчёты. Существующий пассажиропоток общественного транспорта на Невском проспекте действительно высок, но формируется он из-за очень разветвлённой сети троллейбусов и автобусов (7 троллейбусных и 8 автобусных маршрутов на участке от Адмиралтейства до площади Восстания), разъезжающихся в разные концы города. Поэтому, чтобы заменить даже один автобусный или троллейбусный коридор на трамвайный, нужно закладывать строительство / восстановление путей и на множестве других участков. Для этого нужен подробный анализ пассажиропотоков, а также разработка нового комплексного подхода к дружественному пешеходам и пассажирам общественного транспорта на Невском в целом.

Восстановить движение на неиспользуемых линиях

На Литейном проспекте, Инженерной улице и линии через Гренадерский мост пути лежат, но не используются в маршрутном движении. Потенциал трамвая не используется. Это надо исправить: вернуть трамвай и перевести его на обособленные полосы.

Перевести трамвай на обособленные полосы или создать трамвайно-пешеходные зоны

Проблема
Решение

Сейчас огромная часть трамвайной сети недостаточно популярна у пассажиров из-за того, что по путям ездит множество автомобилей. По этой причине трамваи ездят медленно, простаивают из-за многочисленных ДТП на путях, в расписание закладывается низкая скорость, а пассажиры предпочитают личные автомобили, другие виды транспорта или даже ходить пешком. Необходимо по возможности всю трамвайную сеть перевести на обособленные или выделенные полосы и особенно пристально следить за нарушениями ПДД в этой части. Выделение возможно за счёт уменьшения количества полос для движения автомобилей или запрета парковки. Примерный список приоритетных коридоров к выделению существующих трамвайных путей: показать подробнее

Построить новые трамвайные линии

карта предлагаемых трамвайных маршрутов

Схема трамвайных путей

Как сейчас
Как предлагаем
{{_item[1]}}

И, конечно, трамваю нужно развитие. Необходимо реализовать как актуальные советские планы строительства линий, так и обеспечить новые кварталы качественным рельсовым видом транспорта. Приоритетными считаем следующие линии:

Линии в новые районы:

  • Улица Оптиков до Шуваловского пр.
  • пр. Ветеранов до ЖК “Солнечный город”
  • ул. Маршала Казакова - пр. Героев до Черокова
  • Шуваловский пр. - Комендантский пр. до ЖК “Чистое Небо”

Соединение южных районов:

  • Коллонтай - Большой Смоленский - Салова - Благодатная - Васи Алексеева

Трамвай в Колпино:

  • Бухарестская ул. - Автозаводский проезд - Автозаводская улица - Софийская улица - Пролетарская улица
  • Шлиссельбургский пр. - Советский пр. - Петрозаводское шоссе - ул. Труда - Загородная ул. - Колпинская ул. - Севастьянова

Связность сети, удобство для пассажиров:

  • Соединение двух линий у метро "Старая Деревня"
  • пр. Ветеранов от Жукова до м. пр. Ветеранов
  • Лиговский пр. от Расстанной ул. до Московских ворот

Сделать инфраструктуру комфортной

Сейчас трамвайное хозяйство находится в плохом состоянии по многим пунктам. 70% трамвайного подвижного состава требуют замены, никто серьёзно этот вопрос не решает уже 10 лет. Обанкротился даже Петербургский трамвайно-механический завод, издавна снабжавший Петербург новыми трамваями и под конец своего существования выпустивший линейку вполне современных вагонов ЛВС-2005 / ЛМ-2008 / ЛВС-2009, которые город попросту не покупал в достаточных количествах.

Платформы не находятся на одном уровне с низким полом вагонов, часто отсутствуют павильоны ожидания, о табло ожидания и говорить не приходится. Многие остановки находятся прямо на проезжей части; в некоторых случаях для того, чтобы сесть в трамвай, нужно пересечь три полосы оживлённого движения.

Необходимо:

  • разработать программу обновления подвижного состава преимущественно вместимостью более 200-250 человек на вагон, с долей низкого пола не менее 70%;
  • совместно с переводом на выделенные полосы организовать повышенные платформы;
  • оборудовать остановки удобными павильонами, табло ожидания и схемами движения трамваев.
Как это может выглядеть на примере Лиговского проспекта
Как это может выглядеть на примере Среднего проспекта
Как это может выглядеть на примере Садовой улицы

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с трамвайной сетью в Петербурге и какие факторы необходимо учитывать. Представленные иллюстрации не являются конечными проектными предложениями, а являются примером того, как можно усовершенствовать трамвайную сеть не только в целом, но и в конкретных случаях.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Над концепцией работали:

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению