Смоленка для людей
Набережная для людей, велодорожка, отдых у воды и пешеходный мост вместо грязи и луж
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Петербург — город на воде, акватория из 94 водоемов.

Исторически люди взаимодействовали с водой на бытовом уровне каждый день — торговали, перевозили пассажиров и грузы. Сегодня ценность водных городских ресурсов потеряна. К воде пускают туристов, купивших билет на речной трамвай, а горожанам остается наблюдать воду издалека — с трёхметровой высоты парадных набережных или пробираясь по неухоженным склонам малых рек. Жители лишены возможности посидеть у воды, пройтись у самого края, намочить руки.

Смоленка — река с натуральным природным берегом, тот случай, когда можно оказаться «за городом», просто выйдя из дома. Но вместо пешеходной дорожки тут парковка и размытый неприступный склон.

Существующая ситуация

Пространство между ЖК «Самоцветы» и берегом Смоленки занято сетью избыточных и дублирующих друг друга проездов, стихийной парковкой и остатками «дикой» растительности вдоль кромки берега. Набережная не благоустроена и запаркована автомобилями.

В целом, малые реки Санкт-Петербурга можно охарактеризовать одной проблемой — исключённость из жизни города.

Выявленные проблемы:

  • хаотичная парковка на газоне вдоль воды – грязь, пешеходам не пройти
  • глубокие лужи на площади – не качественный водоотвод
  • нет очистки поверхностных вод – загрязнение реки
  • приоритет автомобилей над пешеходами – прерывающийся узкий тротуар, проезд шире 3,5 м, парковка
  • нет спусков к воде
  • нет зон отдыха у воды и на площади
  • нет пешеходного и велосипедного транзита вдоль воды
  • нет общественной зоны у первых этажей зданий
Что делать

Проект преобразования фрагмента набережной Смоленки – иллюстрация к стратегии превращения долин малых рек в общегородские линейные парки, связывающие периферийные районы с городским центром. Поэтому одна из задач проекта – продемонстрировать принципы работы с малыми реками в рамках масштабной стратегии развития водно-ландшафтной системы города.

1. Работа с естественной кромкой воды
  • сохранение природного ландшафта;
  • обустройство комфортного спуска;
  • создание нижнего уровня набережной с доступом к воде.
2. Открытость набережной
  • ликвидация самозахватов и самостроев;
  • снос заборов в береговой полосе;
  • организация пешеходного и велосипедного транзита.
3. Работа с прилегающей территорией
  • организация безопасных переходов и обособленных велодорожек;
  • успокоение трафика, создание безопасных улиц совмещённого использования;
4. Работа с промышленностью на берегу
  • редевелопмент, вынос промышленности;
  • открытие территории для пешеходов;
  • ликвидация сливов;
  • организация работ по очистке набережной от загрязнений.
Как это может выглядеть на примере наб. реки Смоленки
Проблема
Решение

Оптимизация уличной сети, урегулирование парковки

Сегодня большая часть участка занята асфальтом и автомобилями. Смоленка отрезана от прилегающих кварталов двумя дублирующими друг друга проездами.

Надо:

  • оптимизировать проезды — «прижать» их к домам, освободив место для парка на берегу реки;
  • повысить безопасность пространства — поднять проезжую часть в один уровень с тротуаром и заменить асфальт на мощение, снизив скорость движения автомобилей;
  • активизировать первые этажи зданий, к которым теперь идёт пешеходный и автомобильный поток, стимулируя уличную жизнь.

Создание естественной набережной реки.

  • лаконичные спуски к воде и понтоны не только сохранят естественный характер берега реки, но и позволят организовать комфортное общественное пространство у воды;
  • велопешеходная дорожка и новый мост через реку позволят повысить внутреннюю связность района и разнообразие прогулочных маршрутов;
  • часть острова Декабристов, примыкающая к берегу Смоленки, до революции была занята Чухонской слободой — небольшим посёлком, где компактно проживали финны. История места подталкивает к созданию на этом отрезке набережной некоего подобия «финского берега» — композиции из необработанных гранитных валунов и деревянных настилов, напоминающей традиционный для Финляндии береговой ландшафт.

Использование естественных дренажных систем.

Внедрить системный подход работы с загрязнением воды и подтоплением территории:

  • биодренажный сад, призванный помочь решить эти проблемы, служит также рекреационной зоной;
  • клумбы и зелёные композиции под водостоком зданий абсорбируют дождевую воду и предотвращают возникновение луж на тротуарах и проезжих частях;
  • пониженный дождевой сад и фильтрующие гравийные каналы не только задерживают и очищают дождевую и талую воду перед ее попаданием в реку, но и создают уникальную ландшафтную композицию, выполняющую роль детской площадки;
  • в месте наибольшего понижения рельефа берег реки укрепляется камнями с целью предотвращения дальнейшей эрозии берега и организации спуска к реке. Кроме того, камни будут исключать попадание мусора в реку в месте наивысшего стока талых вод.

Активные и спокойные городские пространства.

  • разнообразие от насыщенной уличной жизни вдоль фронта застройки к тихой природной набережной предназначенной для тихих прогулок в тени деревьев и медитативного созерцания природы;
  • детская и спортивная площадки в сквере;
  • для владельцев собак — специальная площадка, огороженная широким кустарником от пешеходной аллеи;
  • программа использования площади может формироваться в соответствии с нуждами и желаниями жителей этого района.

Пешеходные дорожки.

Сеть пешеходных дорожек, соответствующая потребностям пешеходов. Использование при проектировании трассировки дорожек разработанного петербургскими планировщиками метода моделирования AntRoadPlanner не оставляет вытаптыванию газонов ни единого шанса: дорожки проложены оптимальным образом — так, как удобно людям. Здесь не будет необходимости срезать углы через газоны, что делает использование пространства значительно более комфортным и позволяет сберечь ландшафт.

Пешеходный мост.

В продолжение 12–13-й линий Васильевского острова мы предлагаем создать лёгкий пешеходный мост через Смоленку, который связал бы остров Декабристов, где в последние годы появилось и будет появляться немало новостроек, с Камским садом и всей прилегающей частью Васильевского острова. Сегодня расстояние между двумя ближайшими мостами составляет 750 метров, что нарушает связность пространства, ограничивает свободу выбора маршрута и концентрирует потоки пешеходов на Смоленском и Уральском мостах.

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: ПапаУрбан, MLA+,
  Анна Шаповалова
Проектирование: MLA+
Иллюстрации: Илья Беляков
Координация: Алексей Арушанян

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению