Сегодня площадь Шевченко — сложный и опасный транспортный узел. Неэффективно используемое пространство (в том числе и для парковки) отталкивает горожан. Вместо центра городской жизни площадь является транзитной зоной, на которой горожане стараются не задерживаться. Тут проходит большой поток пешеходов, создавая потенциальную аудиторию этой площади — осталось только придумать, чем занять этих людей.
1. Исключить пересечение потоков Левашовского и Малого пр. с востока на запад. Для этого необходимо перекрёсток с Каменноостровским пр. преобразовать в Т-образный.
2. Перенести остановку автобусов № 10 и № 25 с Ординарной улицы на площадь Шевченко. Поворот автобусов от остановки должен регулироваться отдельной светофорной фазой. Выделенная полоса в этом месте должна быть отделена физически (нужно использовать поребрик, делиниаторы, столбики).
3. Реорганизовать троллейбусные провода на Малом проспекте в одну сторону от Ординарной ул. до Левашовского пр. – использоваться они будут маршрутами №1, №9.
4. Перенести существующую троллейбусную остановку по Левашовскому пр. ближе к Каменноостровскому проспекту, чтобы сэкономить пассажирам время на пересадку в метро.
5. Добавить островки безопасности на пешеходном переходе через Каменноостровский пр., а также через Малый – Левашовский пр.
Озеленение на площади поддерживает направления зелёного треугольника сквера Шевченко, таким образом тактично вписываясь в существующую городскую ткань. Новые деревья продолжают старые аллеи вдоль улиц, а также раскрывают вид к доминанте сквера - высоким елям.
Имеющаяся на сегодня прямая дорожка, идущая через весь сквер, должна продолжаться и в новой площади, собирая на своём пути людей и пространство.
Встречающим элементом является инфопоинт о жизни Шевченко, находящийся в квадрате. В нём берёт своё начало ось, ведущая к центру сквера - кругу, где находится его памятник.
Площадь окружена известными памятниками конструктивизма, такими как ДК Ленсовета, Дом работников Свирьстроя, а неподалеку виднеются Дом Ленсовета и Ленполиграфмаш. Дух места советского авангарда важно поддержать в супрематической структуре новой площади, используя чистые понятные геометрические формы, но в то же время функционально обоснованные. Например, прямоугольник расположен по направлению так, чтобы максимально сократить путь потоков людей к метро.
Поля и берёзы - отголоски истории места. Петроградский остров изначально назывался Берёзовым, причем как на русском, так и на финском и шведском языках. В связи с этим в проекте присутствуют две берёзовые аллеи, которые служат визитной карточкой этой площади. В Петербурге почвы болотистые, песчаные и не самые благоприятные для земледелия, но рожь и лён исторически хорошо росли. Вплоть до 1930 года на территории располагались сельскохозяйственные поля, поэтому в проекте находится квадрат со злаковыми растениями, символизирующий поле ржи.
Тарас Шевченко, в честь которого названа площадь, вышел из крепостных крестьян, известен своими картинами и стихотворениями, в которых он показывал простую крестьянскую жизнь. Что так же хорошо связывается с применением вышеописанной концепции “Берёз и Полей”. В благоустройстве применяются материалы и малые архитектурные формы, отражающие натуральность и естественность, такие как нелакированные деревянные брусья - скамейки и бревна - качели или фонари и урны из не окрашенной нержавеющая стали.
Площадь – это место для горожан. Поэтому важно оформить и создать функциональные зоны:
Все эти решения по преображению площади Шевченко вдохнут жизнь в транзитное пространство, где будет хотеться остановиться, а не просто пройти мимо – таким образом, площадь станет по-настоящему принадлежать горожанам и станет удобным, безопасным и комфортным местом.
Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.
Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.
Дорожная карта преобразования открытого городского пространства
Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка
Социально-культурное исследование
Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями
Эскизный проект, общественные слушания
Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта
Над концепцией работали:
Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.
С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.