Площадь Сахарова
Университетское общественное пространство вместо нелегальной стихийной парковки
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Стрелка Васильевского острова издавна ассоциируется в Петербурге с официозным пустынным пространством без зелени и мест для отдыха, — скорее для туристов, проезжающих на экскурсионных автобусах, чем для горожан. Несмотря на развивающуюся точечную активность (стихийные клубы, бары, музеи, студенческие организации и кружки), уличное пространство здесь остаётся чуждым и неосвоенным — бурная активность не выливается наружу, а прячется по подвалам.

Тем временем, стрелка Васильевского острова — это заглавный образовательный кластер, где расположены такие ключевые университеты Петербурга, как СПбГУ, ИТМО, Военная академия им. генерала армии А.В. Хрулёва, Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН, а также Библиотека Академии Наук и Санкт-Петербургский научный центр РАН.

Площадь Сахарова расположена в самой сердцевине этого кластера и могла бы стать его местом силы. Она также является узловым пространством, связывающим три зелёных бульвара: Менделеевскую линию, Биржевую линию и Тифлисскую улицу (в перспективе — и Большой проспект В.О.) в единый зелёный каркас Васильевского острова.

Однако сегодня пространство площади представляет собой автомобильную развязку и стихийную парковку.

Существующая ситуация

Общие проблемы территории:

Площадь Сахарова является внутренним узловым центром стрелки Васильевского острова, местом пересечения зелёных бульваров и центром университетской активности. Ее необходимо рассматривать не как отдельный элемент благоустройства, а как центр пересечения планировочных каркасов и активатор функциональных зон.

Сегодня:

  • площадь не выполняет функцию связующего звена зелёных каркасов, элементы остаются разрозненными
  • отсутствует единый связный пешеходный зелёный маршрут от воды до воды через площадь по бульварам. Пройти насквозь можно только по тротуарам, минуя (!) сами бульвары
  • является транспортным транзитом Васильевского острова
  • избыточные транспортные полосы съедают большую часть площади (избыточное дорожное полотно)
  • пустое дорожное пространство используется как парковка и компенсирует нерешенный вопрос с организацией парковочных мест
  • площадь Сахарова представляет собой открытый со всех сторон остров, неуютный для времяпрепровождения
  • сквозной проход к Большому проспекту ВО, предусмотренный генпланом города, блокирован частными заборами. Вместо 400 м пешеходам приходится использовать обходной путь длиной в 1 километр.

Локальные проблемы площади:

  • на площади отсутствуют места для отдыха, лавочки, мусорки
  • площадь полностью открыта, нет навесов для укрытия от дождя
  • площадь используется как транзит
  • отсутствуют безопасные пешеходные связи с площадью
  • отсутствует какое-либо взаимодействие с первыми этажами зданий
  • благоустройство площади является мемориальным и не предполагает какой-либо активности на своей территории
  • приоритет проезжей части
  • стихийная нелегальная парковка, окружающая сквер со всех сторон, психологически отрезает площадь от пешеходов
  • существует высокий запрос на парковку велосипедов, однако их приходится оставлять нелегально у входов в университеты

Локальные проблемы прилегающих территорий:

  • менделеевская линия представляет собой не аллею, а закрытые острова зелени, препятствующие сквозной прогулке по бульвару
  • острова зелени перекрывают перспективный вид на Исаакиевский собор
  • на всех трех линиях полностью отсутствуют места для отдыха, лавочки, мусорки
Что сделать
1. Реорганизовать схему транспортного движения через площадь (сократить количество полос, увеличить пешеходное пространство)
2. Связать бульвары и площади в единый зелёный каркас-аллею «от воды до воды»
3. Пробить сквозной проход к Большому проспекту ВО
4. Создать многофункциональный сценарий использования площади
5. Благоустроить территорию
Как это может выглядеть:
Проблема
Решение
Описание концепции:

1. Транспортная и планировочная реорганизация площади

Реконструкция площади Сахарова — это, в первую очередь, реорганизация нерентабельной транспортной схемы участка. Транспортное движение рядом с площадью представляет собой двойное пересечение трёх двойных односторонних бульваров, в результате которого образуется несколько «островков безопасности», нелегально использующихся в качестве парковки.

Проект предлагает сократить количество полос движения, примыкающих непосредственно к площади Сахарова, тем самым существенно расширив пространство самой площади и ликвидировав неиспользуемые «островки». Ввиду большого количества пешеходных маршрутов, отдельные участки площади предлагается сделать общим пространством (shared space — автомобили, велосипедисты и пешеходы используют одно и то же мощёное пространство). //розовым на схеме//

Для сохранения регулярного градостроительного ансамбля, очертания окружающих планировочных элементов предлагается сохранить.

Согласно Генеральному плану города, от площади Сахарова предполагается уличная сквозная связь с Большим проспектом ВО. Проект предполагает пробивку данной связи путем согласованного переноса частных нелегальных заборов и устройством новой пешеходной улицы.

2. Система зелёных бульваров и сценарий территории

Площадь Сахарова необходимо рассматривать в составе ансамбля с тремя примыкающими бульварами, а также четвертой, вновь проектируемой сквозной пешеходной улицей. В данном ансамбле площадь становится узловым элементом, распределяющим пешеходные и транспортные потоки.

Три линии являются перспективными, две из них заканчиваются памятниками (Тифлисская — памятником Павлову, Менделеевская — памятником Ломоносову), образуя, таким образом, сеть классической градостроительной перспективы (аллеи, ведущие к памятнику-доминанте). Проект предполагает логическое развитие этой системы:

  1. раскрытие перспективы Менделеевской линии (пересадка кустов сирени, загораживающей вид на Исаакиевский собор) пробивка бульвара через замкнутые острова зелени
  2. соединение бульваров между собой безопасными пешеходными переходами
  3. установка памятника в створе каждого из бульваров:
    • Менделеевская линия — памятник Менделееву
    • Биржевая линия — памятник Куинджи (рядом расположен дом, в котором он жил)
    • Сквозной проход к Кадетской линии — арт-инсталляция «Воздушный шар» (согласно историческим данным, с кадетского плаца В.О. был запущен один из первых в России воздушных шаров)

Таким образом, линии связываются в единый каркас и приобретают каждая свою тематику.

3. Площадь Сахарова. Дух места

Тематика дизайна площади полностью посвящается памяти Андрея Сахарова. Драматический характер уже существующего памятника диктует характер создаваемого пространства: необходимо создать достойное сложной судьбы учёного пространство строгого, официального характера, предусмотрев, при этом, возможность разнообразной повседневной активности на территории.

Проект предлагает дизайн площади, раскрывающий линии жизни Андрея Сахарова: период научной работы в области разработки термоядерного оружия (термоядерная линия); период правозащитной деятельности (линия свободы); период ссылки в г. Горький (линия изоляции); скрытый период общественной деятельности через переписки и письма в защиту/обвинение (сокрытая линия). Несколько табло с разных подходов к площади рассказывают про каждый из перечисленных периодов ученого.

Все основные элементы благоустройства площади отражают дух личности Андрея Сахарова, а также дух места территории.

4. Площадь Сахарова. Благоустройство и функциональные зоны

Площадь разделена на три принципиальных зоны с различным характером использования и степенью приватности:

1. Зона памятника

Памятник Сахарова переносится на более удачное с точки зрения перспективы место, перед памятником выстраивается полукруглая сцена. Сцена может быть использована для проведения мероприятий как официального (от университетов), так и культурно-развлекательного (множество местных прилегающих клубов) характера. Памятник Сахарову при этом выступает как арьерсцена.

Предполагается сохранение и укрепление существующих флагштоков на площади. Памятник стоит в цветочном поле среди берез, символизирующем русское пространство.

2. Зона площади с форумом

Мощёное открытое пространство с форумом для отдыха и проведения образовательных мероприятий.

3. Зона фудкорта с навесом

Необходимая для повседневной жизни, но неприличная в зоне видимости драматического памятника, зона фудкорта скрыта под навесом форума. К данной зоне примыкает парковочная площадка (зона shared space) вместимостью до 3х фуд-каров.

4. Продленные линии-бульвары

Зелёные линии по обе стороны площади создают более камерный характер площади, препятствующий эффекту «открытого со всех сторон острова». Кроме того, бульвары являются связующим звеном зеленых линий (Биржевая, Менделеевская и ул. Тифлисская).

Благоустройство предусматривает развитие велосипедной инфраструктуры: обустройство велодорожек сквозь территорию, связывающих набережные Большой и Малой Невы, а также устройство велопарковок, запрос на которые здесь довольно высокий.

Предполагается устройство мест для отдыха и общения разного характера — от открытых общих до небольших кулуарных.

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Над концепцией работали:

творческое трио МТВ / creative trio MTV
Координация: Алексей Арушанян

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению