Стрелка Васильевского острова издавна ассоциируется в Петербурге с официозным пустынным пространством без зелени и мест для отдыха, — скорее для туристов, проезжающих на экскурсионных автобусах, чем для горожан. Несмотря на развивающуюся точечную активность (стихийные клубы, бары, музеи, студенческие организации и кружки), уличное пространство здесь остаётся чуждым и неосвоенным — бурная активность не выливается наружу, а прячется по подвалам.
Тем временем, стрелка Васильевского острова — это заглавный образовательный кластер, где расположены такие ключевые университеты Петербурга, как СПбГУ, ИТМО, Военная академия им. генерала армии А.В. Хрулёва, Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН, а также Библиотека Академии Наук и Санкт-Петербургский научный центр РАН.
Площадь Сахарова расположена в самой сердцевине этого кластера и могла бы стать его местом силы. Она также является узловым пространством, связывающим три зелёных бульвара: Менделеевскую линию, Биржевую линию и Тифлисскую улицу (в перспективе — и Большой проспект В.О.) в единый зелёный каркас Васильевского острова.
Однако сегодня пространство площади представляет собой автомобильную развязку и стихийную парковку.
Площадь Сахарова является внутренним узловым центром стрелки Васильевского острова, местом пересечения зелёных бульваров и центром университетской активности. Ее необходимо рассматривать не как отдельный элемент благоустройства, а как центр пересечения планировочных каркасов и активатор функциональных зон.
Реконструкция площади Сахарова — это, в первую очередь, реорганизация нерентабельной транспортной схемы участка. Транспортное движение рядом с площадью представляет собой двойное пересечение трёх двойных односторонних бульваров, в результате которого образуется несколько «островков безопасности», нелегально использующихся в качестве парковки.
Проект предлагает сократить количество полос движения, примыкающих непосредственно к площади Сахарова, тем самым существенно расширив пространство самой площади и ликвидировав неиспользуемые «островки». Ввиду большого количества пешеходных маршрутов, отдельные участки площади предлагается сделать общим пространством (shared space — автомобили, велосипедисты и пешеходы используют одно и то же мощёное пространство). //розовым на схеме//
Для сохранения регулярного градостроительного ансамбля, очертания окружающих планировочных элементов предлагается сохранить.
Согласно Генеральному плану города, от площади Сахарова предполагается уличная сквозная связь с Большим проспектом ВО. Проект предполагает пробивку данной связи путем согласованного переноса частных нелегальных заборов и устройством новой пешеходной улицы.
Площадь Сахарова необходимо рассматривать в составе ансамбля с тремя примыкающими бульварами, а также четвертой, вновь проектируемой сквозной пешеходной улицей. В данном ансамбле площадь становится узловым элементом, распределяющим пешеходные и транспортные потоки.
Три линии являются перспективными, две из них заканчиваются памятниками (Тифлисская — памятником Павлову, Менделеевская — памятником Ломоносову), образуя, таким образом, сеть классической градостроительной перспективы (аллеи, ведущие к памятнику-доминанте). Проект предполагает логическое развитие этой системы:
Таким образом, линии связываются в единый каркас и приобретают каждая свою тематику.
Тематика дизайна площади полностью посвящается памяти Андрея Сахарова. Драматический характер уже существующего памятника диктует характер создаваемого пространства: необходимо создать достойное сложной судьбы учёного пространство строгого, официального характера, предусмотрев, при этом, возможность разнообразной повседневной активности на территории.
Проект предлагает дизайн площади, раскрывающий линии жизни Андрея Сахарова: период научной работы в области разработки термоядерного оружия (термоядерная линия); период правозащитной деятельности (линия свободы); период ссылки в г. Горький (линия изоляции); скрытый период общественной деятельности через переписки и письма в защиту/обвинение (сокрытая линия). Несколько табло с разных подходов к площади рассказывают про каждый из перечисленных периодов ученого.
Все основные элементы благоустройства площади отражают дух личности Андрея Сахарова, а также дух места территории.
Площадь разделена на три принципиальных зоны с различным характером использования и степенью приватности:
Памятник Сахарова переносится на более удачное с точки зрения перспективы место, перед памятником выстраивается полукруглая сцена. Сцена может быть использована для проведения мероприятий как официального (от университетов), так и культурно-развлекательного (множество местных прилегающих клубов) характера. Памятник Сахарову при этом выступает как арьерсцена.
Предполагается сохранение и укрепление существующих флагштоков на площади. Памятник стоит в цветочном поле среди берез, символизирующем русское пространство.
Мощёное открытое пространство с форумом для отдыха и проведения образовательных мероприятий.
Необходимая для повседневной жизни, но неприличная в зоне видимости драматического памятника, зона фудкорта скрыта под навесом форума. К данной зоне примыкает парковочная площадка (зона shared space) вместимостью до 3х фуд-каров.
Зелёные линии по обе стороны площади создают более камерный характер площади, препятствующий эффекту «открытого со всех сторон острова». Кроме того, бульвары являются связующим звеном зеленых линий (Биржевая, Менделеевская и ул. Тифлисская).
Благоустройство предусматривает развитие велосипедной инфраструктуры: обустройство велодорожек сквозь территорию, связывающих набережные Большой и Малой Невы, а также устройство велопарковок, запрос на которые здесь довольно высокий.
Предполагается устройство мест для отдыха и общения разного характера — от открытых общих до небольших кулуарных.
Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.
Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.
Дорожная карта преобразования открытого городского пространства
Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка
Социально-культурное исследование
Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями
Эскизный проект, общественные слушания
Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта
Над концепцией работали:
Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.
С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.