Парнас, некогда живописная историческая местность с пейзажными парками среди холмов, за последние 10 лет стал одним из новых активно застраиваемых окраинных спальных районов Петербурга. В окружении расположились жилые комплексы новостроек, среди которых небезызвестная «Северная Долина», где проживает порядка 125 тысяч человек.
Вокруг основных проблем района (социальная инфраструктура и благоустройство) сформировалось сообщество активистов, лоббирующих запрос жителей на современное открытое городское пространство.
Сегодня площадь перед станцией метрополитена Парнас — крупный транспортный узел. Здесь объединены:
Однако сейчас территория перед станцией метро Парнас представляет собой асфальтовую площадь, занятую стихийной парковкой, что не отвечает современным требованиям транспортного узла и запросам жителей на общественное пространство жилого района.
Организованная перехватывающая стоянка станции метро Парнас располагается за ТЦ «Парнас Сити». Несмотря на этот факт, на площади сейчас паркуются около 150 автомобилей при пассажиропотоке станции 21 000 человек ежедневно. При выходе из метро люди ограничены в своих передвижениях, так как обзор им преграждают припаркованные автомобили. Кроме того, пешеходам приходится протискиваться среди рядов машин, натыкаясь на бордюры и ограничители, расставленные вокруг парковки.
Площадь сейчас выполняет функцию исключительно перехватывающей автостоянки, при этом игнорируя таких пользователей пространства как пешеходы и пользователи безмоторного транспорта. На территории площади нет возможности оставить велосипед.
Киоск по продаже билетов находится в удручающем состоянии. Здесь нет зала ожидания, современных средств продажи билетов, туалета, необходимых павильону автостанции. Но и на самой площади критично мало мест для ожидания и отдыха, так что пассажиры могут разве что присесть на бетонный ограничитель.
Сейчас у метро на расстоянии в 150м разбросаны с разных сторон перекрестка 4 остановки общественного транспорта, где в одних и тех же местах останавливаются междугородние, пригородные и городские автобусы. Непонятно откуда отправляются и уходят автобусы. Такая путанная организация затрудняет пользование транспортным узлом. Сами остановки не оборудованы скамейками и навесами для ожидания в любую погоду.
У пользователей нет ориентиров в пространстве и четкого понимания направления движения. На площади отсутствуют указатели и стенды навигации, необходимые транспортному узлу. Откуда отъезжает маршрутка в Мега-Парнас? Где остановка автобусов дальнего следования? Как мне пройти на улицу N? Сейчас эту информацию можно получить только спросив прохожего. К тому же, отсутствует тактильная навигация, особенно необходимая для людей с ограниченными возможностями, маркирующая направления от остановок общественного транспорта до станции метро и до пешеходных переходов.
На месте снесенных киосков образовалось пустое неиспользуемое пространство с устаревшим покрытием, откуда по всей площади разносится грязь и пыль.
Вся поверхность площади сплошь покрыта асфальтом с единственным клочком зелени. Но и он ежедневно вытаптывается и обречен стать таким же серым, как сама площадь.
Накрыть площадь единым светопрозрачным навесом, защищающим в непогоду.
Собрать остановки в единый упорядоченный транспортный узел.
Организовать инфраструктуру транспортно-пересадочного узла: автовокзал, фудкорт, место ожидания и отдыха, игровая площадка, торговые павильоны и киоски, велопарковки.
Восстановить баланс природного ландшафта за счет озеленения кровель и высаживания кустарников — зеленых барьеров от выхлопов проезжающего транспорта.
Площадь перед станцией метро Парнас — наглядный пример, как в новом жилом районе асфальтовое поле парковки может стать современным и удобным транспортно-пересадочным узлом для десятка тысяч пользователей. А при активном участии горожан в процессе проектирования — всесезонным открытым городским пространством в Петербургском климате.
Для реализации данной концепции необходимы следующие инфраструктурные изменения:
Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.
Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.
Дорожная карта преобразования открытого городского пространства
Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка
Социально-культурное исследование
Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями
Эскизный проект, общественные слушания
Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта
Над концепцией работали:
Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.
С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.