Транспортный хаб «Парнас»
Какой должна стать площадь у одноимённого метро
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Парнас, некогда живописная историческая местность с пейзажными парками среди холмов, за последние 10 лет стал одним из новых активно застраиваемых окраинных спальных районов Петербурга. В окружении расположились жилые комплексы новостроек, среди которых небезызвестная «Северная Долина», где проживает порядка 125 тысяч человек.

Вокруг основных проблем района (социальная инфраструктура и благоустройство) сформировалось сообщество активистов, лоббирующих запрос жителей на современное открытое городское пространство.

Сегодня площадь перед станцией метрополитена Парнас — крупный транспортный узел. Здесь объединены:

  • конечная станция Московско-Петроградской линии, через которую ежедневно проходит порядка 21 000 человек;
  • остановки общественного городского транспорта;
  • автостанция с междугородними и пригородными автобусами, откуда до 30 раз в день отправляются рейсы в Приозерск, Выборг, Сосновый Бор.

Однако сейчас территория перед станцией метро Парнас представляет собой асфальтовую площадь, занятую стихийной парковкой, что не отвечает современным требованиям транспортного узла и запросам жителей на общественное пространство жилого района.

Выявленные проблемы территории

1. Стихийная парковка на площади, затрудняющая транзит пешеходов.

Организованная перехватывающая стоянка станции метро Парнас располагается за ТЦ «Парнас Сити». Несмотря на этот факт, на площади сейчас паркуются около 150 автомобилей при пассажиропотоке станции 21 000 человек ежедневно. При выходе из метро люди ограничены в своих передвижениях, так как обзор им преграждают припаркованные автомобили. Кроме того, пешеходам приходится протискиваться среди рядов машин, натыкаясь на бордюры и ограничители, расставленные вокруг парковки.

2. Отсутствие инфраструктуры транспортно-пересадочного узла.

Площадь сейчас выполняет функцию исключительно перехватывающей автостоянки, при этом игнорируя таких пользователей пространства как пешеходы и пользователи безмоторного транспорта. На территории площади нет возможности оставить велосипед.

Киоск по продаже билетов находится в удручающем состоянии. Здесь нет зала ожидания, современных средств продажи билетов, туалета, необходимых павильону автостанции. Но и на самой площади критично мало мест для ожидания и отдыха, так что пассажиры могут разве что присесть на бетонный ограничитель.

3. Стихийность и неорганизованность остановок общественного транспорта.

Сейчас у метро на расстоянии в 150м разбросаны с разных сторон перекрестка 4 остановки общественного транспорта, где в одних и тех же местах останавливаются междугородние, пригородные и городские автобусы. Непонятно откуда отправляются и уходят автобусы. Такая путанная организация затрудняет пользование транспортным узлом. Сами остановки не оборудованы скамейками и навесами для ожидания в любую погоду.

4. Отсутствие навигационного оборудования.

У пользователей нет ориентиров в пространстве и четкого понимания направления движения. На площади отсутствуют указатели и стенды навигации, необходимые транспортному узлу. Откуда отъезжает маршрутка в Мега-Парнас? Где остановка автобусов дальнего следования? Как мне пройти на улицу N? Сейчас эту информацию можно получить только спросив прохожего. К тому же, отсутствует тактильная навигация, особенно необходимая для людей с ограниченными возможностями, маркирующая направления от остановок общественного транспорта до станции метро и до пешеходных переходов.

5. Заброшенная территория под ЛЭП.

На месте снесенных киосков образовалось пустое неиспользуемое пространство с устаревшим покрытием, откуда по всей площади разносится грязь и пыль.

6. Отсутствие озеленения на площади и общий дефицит в жилом районе.

Вся поверхность площади сплошь покрыта асфальтом с единственным клочком зелени. Но и он ежедневно вытаптывается и обречен стать таким же серым, как сама площадь.

Что нужно сделать
1.

Накрыть площадь единым светопрозрачным навесом, защищающим в непогоду.

2.

Собрать остановки в единый упорядоченный транспортный узел.

3.

Организовать инфраструктуру транспортно-пересадочного узла: автовокзал, фудкорт, место ожидания и отдыха, игровая площадка, торговые павильоны и киоски, велопарковки.

4.

Восстановить баланс природного ландшафта за счет озеленения кровель и высаживания кустарников — зеленых барьеров от выхлопов проезжающего транспорта.

Как это может выглядеть
Проблема
Решение

Описание концепции

Площадь перед станцией метро Парнас — наглядный пример, как в новом жилом районе асфальтовое поле парковки может стать современным и удобным транспортно-пересадочным узлом для десятка тысяч пользователей. А при активном участии горожан в процессе проектирования — всесезонным открытым городским пространством в Петербургском климате.

Для реализации данной концепции необходимы следующие инфраструктурные изменения:

  • Светопрозрачный навес и экраны ветрозащиты с использованием технологии и материала ETFE защитит площадь от непогоды. Пленка ETFE устойчива к проникновению влаги и пропускает свет, но в тоже время сдерживает излишнее солнечное излучение, что позволит поддерживать приятный микроклимат вне зависимости от сезона. Незначительный вес материала позволит создать визуально легкую конструкцию
  • Павильон автостанции, вмещающий кассы, зал ожидания, общественный туалет, комнату матери и ребенка. Снаружи павильона оборудуется перехватывающая велопарковка.
  • Часть площади реорганизуется в единый узел, группирующий разрозненные остановки со стороны метро, с выделенными платформами для городских, междугородних и пригородных автобусов. Здесь появятся места ожидания и стенды информации с расписанием, которые помогут пассажирам быстрее сориентироваться при поиске нужного маршрута.

  • По улице и на перекрестке переустраиваются пешеходные переходы (а также дополнительный вблизи автостанции) с сужением проезжей части, организацией островков безопасности, полосами тактильного мощения. Также вдоль улицы Михаила Дудина появляется организованная параллельная парковка, отделенная от тротуара кустарниками.
  • Фудкорт, разместившийся в нише вдоль фасада станции метрополитена рядом с автостанцией, станет не только площадкой обслуживания пассажиров и транзитных пешеходов, но и местом времяпровождения для жителей района Парнас. Фудкорт состоит из устроенных вдоль фасада станции и отдельно стоящих торговых павильонов с размещением технических блоков. Для безопасности в ночное время фудкорт закрывается мобильными перегородками.
  • Дворик, разместившийся в нише рядом с торговым центром, станет пространством для семейного отдыха с киосками и даже площадкой для пикника. Здесь устраивается игровая площадка — сетчатый цилиндрический объем с незатейливыми элементами игры внутри, которая разместит интересы самых требовательных пользователей — детей. Пространство организовано таким образом, чтобы родителям было удобно наблюдать за игрой.
  • Галереи, расположенные параллельно фасаду станции на втором уровне, откуда открывается вид на всю площадь, послужат дополнительным пространством для организации мест отдыха и точек питания. Доступ к галереям обеспечивается за счет внешних лестниц и лифта, а также из павильона автостанции.

  • Острова из кустарников и многолетних злаков с зонами отдыха, оборудованными арт-объектами — гладкими камнями из композитного материала. Миксбордеры многолетников и кустарников создают благоприятный микроклимат общественного пространства, вносят визуальное разнообразие. Зеленые острова распределяют и направляют пешеходные потоки и одновременно с этим служат защитным барьером для опор конструкции навеса.
  • Площадь выполняется из светлого мощения разноформатного модуля в единой плоскости, где функциональные зоны выделяются различными типами раскладок мощения.
  • Освещение пространства пересадочного узла обеспечивается подсветкой конструкции и опор навеса, а так же направленными источниками света в зоне фудкорта и детской площадки.

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Над концепцией работали:

Концепция: design unit 4
Транспортная схема: Илья Резников
Иллюстрации: design unit 4
Координация: Алексей Арушанян

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению