Горсткин мост был сооружен в 1910 году в зоне интенсивного грузового потока между Фонтанкой и Сенным рынком для удобной пешеходной связи правого берега Фонтанки с левым. В 1928 мост был радикально реконструирован, для прокладки трубы теплоснабжения от ТЭЦ к центральным районам города. В 1949 после очередной реконструкции мост получил современный вид.
Горсткин мост — один из немногих пешеходных мостов Петербурга и единственный, который функционирует в качестве общественного пространства. Для большинства жителей города и туристов мост стал местом встречи и отдыха, обзорной площадкой и обязательной точкой для встречи заката.
Несмотря на популярность места, функционал моста абсолютно не приспособлен для комфортного времяпрепровождения граждан. Металлическое ограждение мешает обзору, а транзит затрудняется крутыми ступеньками.
Мы решили на примере Горсткина моста поразмышлять, какими могут быть пешеходные мосты Петербурга.
Базовая функция площадки — это транзит, но из-за плохой организации пешеходных переходов он практически недоступен маломобильным группам, людям с колясками и велосипедистам. Переходы смещены относительно моста и малозаметны, а вход/въезд на сам мост затруднен шаткими деревянными ступенями, которые сложно преодолеть без посторонней помощи.
Изначально мост был рассчитан только для транзита, но из-за ширины выделенного для пешеходного потока пространства люди стали собираться на Горсткинский мосту, чтобы отдохнуть и полюбоваться видами. Таким образом, стихийно сформировалась второстепенная функция моста. Но проблема заключается в том, что до сих пор нет специально выделенного места под рекреацию, что мешает развитию моста в качестве общественного пространства. Возрастающий спрос на социально-ориентированное использование моста поднимает вопрос качественного пересмотра его дизайна.
По официальным документам Горсткинский мост вовсе и не мост, а сегмент инфраструктуры инженерного обеспечения, находящийся на балансе соответствующих организаций и в ведении соответствующих комитетов, в задачи которых не входит развитие и поддержание общественных пространств. То есть уборка снега и мусора, охрана общественного порядка и другие функции по содержанию моста не входят в их компетенцию.
Расширить мост удобным одноуровневым транзитным проходом для колясок, велосипедов и желающих без задержек пройти мимо;
Расширить мост под рекреационное пространство;
Сделать безопасными пешеходные переходы перед мостом, подняв их в уровень с тротуаром;
Создать затененные участки для отдыха, высадив деревья по торцам моста.
Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.
Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.
Над концепцией работали:
Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.
С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.