Горсткин мост
Какими должны быть пешеходные мосты в Петербурге
Присоединиться
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Горсткин мост был сооружен в 1910 году в зоне интенсивного грузового потока между Фонтанкой и Сенным рынком для удобной пешеходной связи правого берега Фонтанки с левым. В 1928 мост был радикально реконструирован, для прокладки трубы теплоснабжения от ТЭЦ к центральным районам города. В 1949 после очередной реконструкции мост получил современный вид.

Горсткин мост — один из немногих пешеходных мостов Петербурга и единственный, который функционирует в качестве общественного пространства. Для большинства жителей города и туристов мост стал местом встречи и отдыха, обзорной площадкой и обязательной точкой для встречи заката.

Несмотря на популярность места, функционал моста абсолютно не приспособлен для комфортного времяпрепровождения граждан. Металлическое ограждение мешает обзору, а транзит затрудняется крутыми ступеньками.

Мы решили на примере Горсткина моста поразмышлять, какими могут быть пешеходные мосты Петербурга.

1. Транзит и доступность

Базовая функция площадки — это транзит, но из-за плохой организации пешеходных переходов он практически недоступен маломобильным группам, людям с колясками и велосипедистам. Переходы смещены относительно моста и малозаметны, а вход/въезд на сам мост затруднен шаткими деревянными ступенями, которые сложно преодолеть без посторонней помощи.

2. Транзит и место пребывания

Изначально мост был рассчитан только для транзита, но из-за ширины выделенного для пешеходного потока пространства люди стали собираться на Горсткинский мосту, чтобы отдохнуть и полюбоваться видами. Таким образом, стихийно сформировалась второстепенная функция моста. Но проблема заключается в том, что до сих пор нет специально выделенного места под рекреацию, что мешает развитию моста в качестве общественного пространства. Возрастающий спрос на социально-ориентированное использование моста поднимает вопрос качественного пересмотра его дизайна.

3. Формально и фактически

По официальным документам Горсткинский мост вовсе и не мост, а сегмент инфраструктуры инженерного обеспечения, находящийся на балансе соответствующих организаций и в ведении соответствующих комитетов, в задачи которых не входит развитие и поддержание общественных пространств. То есть уборка снега и мусора, охрана общественного порядка и другие функции по содержанию моста не входят в их компетенцию.

Что сделать
1.

Расширить мост удобным одноуровневым транзитным проходом для колясок, велосипедов и желающих без задержек пройти мимо;

2.

Расширить мост под рекреационное пространство;

3.

Сделать безопасными пешеходные переходы перед мостом, подняв их в уровень с тротуаром;

4.

Создать затененные участки для отдыха, высадив деревья по торцам моста.

Как это может выглядеть
Проблемы
Решения
Проблемы
Решения

Описание концепции

  • Мост необходимо официально признать общественным пространством и пешеходной зоной, и принять на баланс с соответствующим обслуживанием.
  • Организовать безбарьерный и удобный транзит по мосту с вело-пешеходным доступом с ближайших тротуаров.
  • Сохранить устоявшийся, привычный и популярный силуэт в панораме серии мостов на фоне Троицкого собора.
  • Дизайном моста предусмотреть места для разнообразного времяпрепровождения — коллективного и индивидуального.
  • Предусмотреть зеленые и тенистые места — это увеличит комфортное время пребывания на мосту.

Конкретные решения

  • Со стороны ул. Ефимова устроить «поднятый перекресток» со сменой покрытия на более яркое, маркирующее приоритет вело-пешеходного движения.
  • На набережной левого берега фонтанки устроить поднятый «вело-пешеходный» переход.
  • Сформировать зону рекреации и пребывания на всей площади существующего мост, в габаритах трубопровода теплоснабжения.
  • С восточной стороны расширить мост для организации безбарьерного вело-пешеходного транзита в уровне набережной.
  • С западной стороны расширением организовать линейный амфитеатр, учитывающим безбарьерность попадания на все ярусы.
  • Многоярусный амфитеатр образует эффект “инфинити” — беспрепятственное любование корабликами и закатами. Высота амфитеатра остается в нынешних габаритах профиля моста в створе фонтанки.
  • С торцов моста вдоль набережных организовать зеленые защитные барьеры — для снижения негативного воздействия выбросов автотранспорта и формирования теневой зоны общественного пространства.
  • Со всех торцов моста устраиваются контейнеры раздельного сбора мусора.

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: design unit 4
Проектирование: design unit 4
Иллюстрации: design unit 4
Координация: Алексей Арушанян

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов.

С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами.

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению